АНАЛИТИКА И КОММЕНТАРИИ
Обострение обстановки в Южно-Китайском море и Россия
02 Tháng Năm 2012 7:22 CH GMT+7
Ситуация с безопасностью в Юго-Восточной Азии и, особенно в Южно-Китайском море, в последнее время вызывает все большие опасения относительно того, что мир здесь находится буквально на грани серьезного военного конфликта. Противостояние при рифе Скарборо китайских кораблей береговой охраны и филиппинского флагмана, когда в любой момент могла начаться артиллерийская перестрелка с непредсказуемыми последствиями, показывает хрупкость и нестабильность ситуации в этом регионе мира.

Более того, реакция и на Филиппинах, и в Китае относительно этого инцидента свидетельствует о готовности сторон и дальше жестко отстаивать свои позиции, а также о том, что в регионе и, особенно в акватории ЮКМ, напряженность достигла, а, может быть, уже и превзошла ту, которая была в первой половине 2011 г.

Тогда, как известно, также произошли, вызвавшие широкий резонанс столкновения китайских и вьетнамских кораблей (китайский корабль несколько раз перерезал кабель исследовательской вьетнамской платформы, ведущей поиск нефти в районе, которое Китай считает своей территорией), а также возник серьезный конфликт с Филиппинами, из-за вторжения китайских рыболовных судов в акватории близ острова Палаван, которые Манила рассматривает как принадлежащие ей. Тогда после всплеска резких заявлений и эмоциональных речей, когда во Вьетнаме прошли антикитайские демонстрации и чуть было не объявили мобилизацию, а в Китае председатель КНР Ху Цзиньтао заявил, что нужно готовиться к войне, напряженность, однако, довольно быстро спала.

Когда Филиппины и Вьетнам совместно предложили провести международную конференцию по вопросам разграничения границ в Южно-Китайском море и обратились к США за посредничеством, Китай немедленно ослабил давление и сделал все, чтобы восстановить статус-кво, существовавшее до начала обострения отношений.

Генеральный секретарь ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг отправился с официальным визитом в Пекин, впрочем, как до него это сделал президент Филиппин Бенигно Акино-младший. В ходе их визитов китайские власти постарались несколько снять напряжение - пообещали своим гостям расширение экономического сотрудничества, создание благоприятных условий для взаимной торговли и добились того, что разговоры о международной конференции по ЮКМ временно прекратились.

Но настоящего примирения, естественно, не произошло. Да и как оно возможно, когда ни одна из сторон и, прежде всего Китай, который взял, и в 2009 г. в известном письме на имя Генерального секретаря ООН нарисовал жирную красную линию, охватывающую примерно 80% всего Южно-Китайского моря, указав, что это есть его суверенная территория. Теперь Пекин ни на сантиметр не готов отступиться от произвольно проведенных рубежей, в пользу достижения устойчивого компромисса.

Поэтому после всех дружеских заверений, вернувшись домой, президент Филиппин, немедленно занялся укреплением вооруженных сил и обратился к США за предоставлением помощи и поддержки. Военный бюджет страны был увеличен почти в 2 раза и достиг общей суммы в 2,4 млрд. долл., а вооруженные силы получили от американцев довольно значительное количество старого, давно использовавшегося американской армией вооружения, в т.ч. эсминцы и транспортные самолеты.

Вьетнам после «успешного» визита Генерального секретаря ЦК КПВ в Пекин, в свою очередь, продолжил наращивание военного бюджета, направляя средства главным образом на совершенствование военно-морских и военно-воздушных сил, укрепляя сотрудничество с Россией в строительстве современных военных баз, в покупке самых современных российских систем вооружения от дозвуковых ракетных комплексов «Уран» с ракетами Х-35, корабельных вертолетов Ка-27, многоцелевых истребителей Су-30МК, и до модернизированных ударных подводных лодок класса «Кило», корветов класса «Гепард», ракетных катеров «Молния», оснащенных сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Москит», и т.д. - все, что способствует расширению его возможностей для противодействию Китаю.

Кстати, наращивание военных бюджетов сегодня - это не только прерогатива Филиппин и Вьетнама. Этот процесс затронул практически все страны АСЕАН. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в 2011 г. совокупные расходы на оборону увеличились во всех странах ЮВА на 13,5% и составили 24,5 млрд. долл. К 2016 г. эта сумма, согласно прогнозам, может увеличиться до 40 млрд. При этом следует отметить, что гонка вооружений, которую мы наблюдаем, началась не сейчас, а намного раньше, сразу же после того, как страны АСЕАН на рубеже 2007-2008 гг. стали все больше дистанцироваться политически от КНР, руководство которой стремилось экономически и политически интегрировать их в pax cinica. Так, за период 2005-2009 гг. военные расходы Малайзии выросли в 8 раз, а Индонезии - на 84%. В этом году расходы Индонезии на оборону составят 8 млрд., сумма не самая большая с учетом масштабов этой крупнейшей страны ЮВА, но огромная по сравнению с тем, что еще в 2006 г. она составляла всего лишь 2,6 млрд. долл.

Оценивая общую ситуацию, трудно представить себе, чтобы гонка вооружений в этом регионе мира прекратилась. Дело в том, что перспектив урегулирования существующих противоречий пока не видно, поэтому в январе этого года индонезийцы подписали контракт с Германией на сумму 1,1 млрд. долл. на поставку трех современных дизельных подводных лодок и обсуждают вопрос о покупке 100 танков Леопард у Нидерландов.

Еще больше на оборону тратит Сингапур, занимающий 4-е место в мире после Китая, Индии, Пакистана и Южной Кореи по расходам на импорт современного вооружения. В этом году, по данным SIPRI, он потратит на оборону 24% национального бюджета на общую сумму почти в 10 млрд. долл.

Если добавить к этому информацию о том, что ближайшие соседи стран АСЕАН, такие как Индия, увеличивают свой оборонный бюджет за один нынешний год на 17%, а китайский рост оборонных расходов на протяжении нескольких десятилетий не менее 10%, то становятся очевидными огромные угрозы миру и стабильности и огромная цена нерешенных территориальных проблем для развития и процветания большинства стран Азии.

Особую опасность представляет и то, что новое оружие, которым оснащаются вооруженные силы конфликтующих сторон, расширяют его масштаб и последствия. Переговоры относительно выработки нового кодекса поведения продвигаются медленно. Страны АСЕАН не могут решить: допускать Китай к обсуждению самого проекта документа или самостоятельно его подготовить и потом пригласить к подписанию КНР. Сущностные проблемы конфликта совсем не решаются, а, значит, угроза его перехода в горячую фазу все время сохраняется.

Несколько относительно мирных месяцев 2011 г., когда состоялись визиты лидеров Вьетнама и Филиппин в Китай, и все заговорили о необходимости подготовить новые правила поведения сторон в Южно-Китайском море, когда китайские корабли и рыбаки старались не вторгаться в акватории, прилегающие к Филиппинам, а в отношении Вьетнама Пекином был сделан даже дружественный жест - «Китай объявил, что отказывается от создания туристической зоны на Парасельских островах и даже уволил чиновника, который выступал за это», сменилась в апреле 2012 г. новым резким обострением, когда филиппинцы и китайцы чуть не перестреляли друг в друга у рифа Скарборо. Слишком высоки ставки в разгорающемся конфликте, слишком эмоционально и воинственно настроено общественное мнение во всех спорящих странах, чтобы политики могли это игнорировать.

Поводом для инцидента, который буквально взорвал всю ситуацию, стала попытка задержания флагманом ВМС Филиппин - эсминцем "Грегорио де Пилар", недавно приобретенным у США, - восьми китайских рыболовецких шхун, промышлявших у рифа Скарборо, находящегося под филиппинской юрисдикцией, но оспариваемой Пекином (китайское название рифа - остров Хуанъянь). Арестовать китайских моряков, уличенных в браконьерстве кораллов, моллюсков и акул, так и не удалось. На место срочно прибыли корабли береговой охраны КНР, вставшие между филиппинским эсминцем и китайскими судами. Война нервов между Манилой и Пекином продолжалась несколько дней, в ситуацию пришлось вмешаться президенту Филиппин Бенигно Акино-мл. и Госдепу США, призвавшему стороны "проявлять сдержанность и искать дипломатическое решение".

После этого инцидента противостояние в Южно-Китайском море перешло на еще более опасный уровень, т.к. в дело на стороне Манилы вмешались американцы, которые, согласившись на совместные маневры с филиппинской армией, недвусмысленно показали Китаю, кто на самом деле стоит за спиной филиппинских пограничников, плавающих на устаревших американских эсминцах. Сразу же после инцидента у рифа Скарборо, обе стороны немедленно приступили к крупномасштабному совместному учению на острове Палаван и прилегающих к нему водах, получившему громкое название Баликатан" ("Плечом к плечу"). В нем приняли участие около 7 тыс. военнослужащих США и Филиппин, которые должны отражать атаки условных террористов, пытающихся захватить находящиеся в море нефтегазовые объекты. Помимо американских и филиппинских военнослужащих, в учениях принимают участие военные Австралии, Японии и Южной Кореи. Официально они не направлены против Китая и представитель командования США Кертис Хилл, отвечая на вопрос, могут ли учения "Баликатан" быть восприняты Пекином как угроза его безопасности, заявил, что "нет никаких оснований полагать, что наши действия могут кому-то угрожать. Наша задача - научиться реагировать на возникающие угрозы и вызовы".

Китай, в свою очередь, не принимает эти разъяснения и обвиняет Манилу и Вашингтон в «антикитайских действиях». При этом он же продолжает выступать с резкими заявлениями, утверждая, что риф Скарборо - его неотъемлемая часть. Представитель МИД КНР Лю Вэйминь заявил, что "остров Хуанъянь является исконно китайской территорией", и предупредил: "Мы призываем филиппинскую сторону не допускать новых инцидентов". В ответ его филиппинский коллега Рауль Эрнандес призвал китайскую сторону "прекратить вторжения и уважать наш суверенитет".

Очевидно, что перед Китаем сегодня стоит трудная дилемма: как действовать в складывающейся ситуации. Очевидно, что США все более активно втягиваются в конфликт на стороне стран ЮВА, что страны ЮВА в целом приветствуют это, и, что экономической заинтересованности в торговле с Китаем и в китайских инвестициях оказалось недостаточно, чтобы минимизировать антикитайские настроения в странах региона.

Если так пойдет дальше, то американская hedge policy, т.е. сдерживание китайской экспансии путем окружения Китая союзными или связанными тесными отношениями с США странами, может оказаться достаточно успешной политикой и длинная цепь стран - от Индии на западе и до Вьетнама на востоке - окажется в общем лагере противников Пекина. Сложно сказать, какую контригру изберет в этой ситуации Китай, но очевидно, что пока перспектив реальной разрядки сгущающейся напряженности не видно.

В условиях очевидной нестабильности и опасного противостояния в Юго-Восточной Азии и, особенно в ЮКМ, Россия, которая «поворачивается на Восток», а ее ведущие нефте- и газодобывающие компании все более активно участвуют в эксплуатации нефтеносных районов Южно-Китайского моря, оказывается в сложном положении - особые отношения стратегического партнерства, которые постоянно декларируются и китайским, и российским руководством, вынуждают ее оставаться в стороне и даже приостанавливать сотрудничество с другими близкими ей странами, к примеру, с Вьетнамом, который в этом конфликте противостоит Китаю.

Кстати, Пекин не раз, а в последнее время все более настойчиво указывает России нежелательность ее присутствия в спорном регионе. Недавно представитель МИД КНР Лю Вэйминь впервые позволил себе завуалированный выпад в адрес Москвы. Отвечая на вопрос о недавнем соглашении между "Газпромом" и вьетнамской госкомпанией PetroVietnam о совместном освоении лицензионных блоков на шельфе Вьетнама, китайский представитель фактически отчитал Москву: не называя "Газпром" впрямую, он призвал «компании из третьих стран, не имеющих отношения к Южно-Китайскому морю, держаться в стороне от спорных районов и не участвовать в их освоении до разрешения территориального вопроса».

Позиция Китая в отношении российского участия более подробно была раскрыта в известной публикации в «Жэньминь жибао», в которой указывалось, что Китаю и России следует учитывать, что стабильность китайско-российских отношений важна для защиты стратегических интересов двух стран, что Южно-Китайское море - самая щекотливая для КНР геополитическая конфликтная точка. Вьетнам, Филиппины надеются привлечь внешние силы, чтобы последние были втянуты в споры за принадлежность островов с Китаем, тем самым, образовать «коалицию» из нескольких стран против одной КНР. В связи с этим, Пекин не может не быть бдительным по отношению к действиям внерегиональных государств. «Газпром», указывает газета, - государственная холдинговая компания, несмотря на то, что цель ее сотрудничества с PetroVietnam заключается в получении денег, действия компании в большей степени рассматриваются в качестве государственной позиции России. Это не только мнение китайцев, но и точка зрения мировой общественности. России не следовало именно в это время давать ошибочный или непонятный сигнал в ЮКМ. С одной стороны, это усилит трудности КНР в этом регионе, с другой, вызовет догадки о настоящих замыслах РФ. Говоря по факту, появление этих сообщений в СМИ оказало прямое влияние на благоприятное отношение китайцев к России».

В тексте статьи недвусмысленно прочитывается и угроза для взаимных отношений. В ней говорится: Китай, и Россия – стратегические силы мира, каждая составляющая китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства является двусторонней, поэтому неприятные и негативные последствия испытывают обе страны. Возможно, в краткосрочной перспективе это сложно заметить, но в долгосрочной – будет именно так.

Китай высоко оценивает стратегические отношения с Россией, однако Пекин отдает себе полный отчет в том, что в этом вопросе нельзя полностью полагаться на Москву.

Такой очевидный публичный выговор Москве вызывает много вопросов. Почему, например, китайское представление не было доведено по неформальным и закрытым каналам. Зачем потребовалась еще и статья в Жэньминь жибао, в которой довольно обтекаемые формулировки заявления МИД обрели форму очевидного эмоционального раздражения и даже некого вызова. Более того, сам факт и заявления МИД, и публикации статьи заведомо ставит российское руководство в неудобное положение.

Россию фактически принуждают сделать реальный выбор в разгорающемся конфликте, который для нее крайне сложен и неприятен, Очевидно, что, если последовать китайским предупреждениям, то это значит поставить наши национальные интересы в Азии и в определенном смысле подчинить нашу политику на Востоке интересам Китая. Цена вопроса для России не только «потеря лица в Азии», но и потеря очень выгодных контрактов на миллиарды долларов, которые отечественным компаниям предлагают вьетнамцы на своем шельфе. В случае отказа этот «золотой» шельф не будет пустовать. Сюда придут другие, прежде всего, американские компании. Более того, если совсем реалистично посмотреть на российско-китайские отношения, то очевидно, что приход российских компаний для работы на шельфе ЮКМ, который сегодня и так происходит, может предоставить нашей стране дополнительные козыри при решении других спорных вопросов в отношениях с КНР.

Вплоть до настоящего времени руководство России никак не отреагировало на китайские инвективы и старается делать вид, что не замечает китайских предупреждений и скрытых угроз. Наши военные корабли, как и планировалось, совместно с китайским флотом участвуют в крупнейших за последнее время военно-морских маневрах в Желтом море, которые сегодня намного больше нужны Пекину, чем Москве, как демонстрация того, что Китай не один и, что Россия самим фактом своего участия подтверждает сохранение уз стратегического партнерства. В определенном смысле, это очередная уступка с нашей стороны Китаю. Сейчас вопрос в том, сможет ли Пекин правильно оценить и принять эту уступку и сделать необходимые для себя и для нашей стороны выводы.

Мосяков Дмитрий Валентинович, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН.

____________________________
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
 

НОВОСТИ
МОРЕ, ОСТРОВА И CУBEPEHHOCTЬ ВЬЕТНАМА
ДОКУMEHTЬI
БИБЛИOTEКA
BЬETHAMCКИЙ TУPИ3M
 

 

Dự án thông tin về Biển Đông của Vietnam Bussines Consulting
Email: vnsea@mail.ru
Ghi rõ nguồn www.vnsea.net khi phát hành lại thông tin từ website này
Информационный портал VBC об Южно-Китайском море.
Copyright © 2012 Vnsea. Все права защищены.