АНАЛИТИКА И КОММЕНТАРИИ
Китай – АСЕАН: дележ островов в Южно-Китайском море стартовал
Tuesday, July 31, 2012 2:30 PM GMT+7
Южно-Китайское море становится местом обостряющихся столкновений интересов прилегающих стран. Объявив Парасельские острова и острова Спратли своей префектурой, Китай предпринимает конкретные шаги для административного закрепления их в своей юрисдикции. Почти одновременно эти острова включил в состав своей территории Вьетнам. Территориальный конфликт возник и в отношениях Китая и Японии по поводу острова, который в Токио называют Сэнкаку и считают своим. Предпринимая активные действия, Пекин убеждает все страны, берега которых омывает Южно-Китайское море, в необходимости выработки кодекса поведения.

Южно-Китайское море никогда не было спокойным. Здесь издавна хозяйничали контрабандисты, торговцы живым товаром и пираты. Страховые компании по сей день считают плавание в этом регионе рискованным. Множество пустынных островов представляют собой удобное укрытие, где можно разделить добычу, выгрузить или взять на борт нелегальный товар: наркотики, оружие или электронные компоненты неизвестного происхождения. Соседние страны никогда не пытались серьезно бороться с контрабандистами и пиратами, применяя обычно ограничительные полумеры.

Многое поменялось после того, как геологоразведка указала на крупные запасы углеводородов. Только по предварительным оценкам здесь может быть до 30 млрд тонн нефти и 15 трлн кубометров газа. Как утверждало агентство Синьхуа, это составляет примерно одну треть нефтегазовых ресурсов, которыми располагает КНР.

 
Запасами полезных ископаемых уже занялся Вьетнам, заключивший соглашения с Exxon Mobil Co, Газпромом и индийской компанией Oil and Natural Gas Co, предоставив им право ведения геологоразведки на девяти шельфовых участках. Но после этого о намерении начать разведочные работы заявила китайская China National Offshore Oil Corp. Наблюдатели в регионе не исключают, что этот шаг может вызвать серьезный конфликт между КНР и заинтересованными странами. 

Однако острова привлекают не только потенциальными богатствами недр. Здесь много отмелей и банок, где кормятся рыбные косяки, а сами острова представляют собой нетронутые песчаные пляжи. Но для того чтобы включить острова в экономический оборот, развивать здесь рыболовство и туризм, необходимо договориться о разграничении интересов стран, каждая из которых имеет на островах свои объекты: маяки, радиостанции, небольшие военные гарнизоны.

Последняя попытка договориться о разграничении интересов в Южно-Китайском море была предпринята недавно в рамках АСЕАН под председательством Камбоджи. Однако переговоры, проходившие в Пномпене, закончились безрезультатно, сторонам не удалось даже согласовать текст финального коммюнике, что министр иностранных дел Индонезии Марти Наталегава назвал «беспрецедентным». «Это странная ситуация. Разочаровывает тот факт, что в последний момент азиатские страны оказались неспособны выработать общий язык в отношении Южно-Китайского моря. В прошлом мы сталкивались со многими проблемами, но всегда находили общий язык», – сказал он.

Конфликты вокруг принадлежности островов в этой акватории возникали и в прошлом. В 30-е годы прошлого века о контроле над всей акваторией Южно-Китайского моря объявила колониальная администрация французского Индокитая. В 1974 году вспыхнул крупный вооруженный конфликт вокруг Парасельских островов между Южным Вьетнамом и Китаем. Обе стороны понесли потери, но победа оказалась на стороне Китая. С тех пор на одном из островов сохранялся небольшой китайский военный контингент.

На переговорах в Пномпене Китай представил свою карту разграничения пространств в акватории Южно-Китайского моря, которую не приняли Вьетнам и Филиппины. США предложили искать решение на основе морского права ООН, но это оказалось неприемлемым для Китая.

Тем временем конфликтующие государства предпринимают шаги, которые должны усилить их переговорные позиции. В июле этого года Госсовет КНР принял решение объявить Парасельские острова и острова Спратли префектурой в составе провинции Хайнань. Вскоре после этого Национальная ассамблея Вьетнама приняла закон о включении Парасельских островов и островов Спратли в границы страны. Но 22 июля на острове Санша, самом крупном острове обоих архипелагов, Китай провел референдум. Подавляющее большинство из примерно 1000 жителей этого острова высказались за принадлежность к КНР. Они избрали местные органы власти и высказались за размещение на острове военного гарнизона.

Вьетнам заявил решительный протест, назвав это нарушением международного права и вьетнамского суверенитета над обеими группами островов. В Ханое прошла демонстрация протеста, участники которой блокировали площадь, на которой располагается посольство КНР. В ответ Пекин призвал страны АСЕАН к сдержанности в отношении территориальных споров в акватории Южно-Китайского моря.

 

Действия Китая вызывают также протест Филиппин по поводу двухмесячного пребывания китайских военных кораблей на банке Скарборо. Министр иностранных дел этой страны Альберт Розарио охарактеризовал это как «давление, двуличие и запугивание» со стороны КНР и указал, что напряженность «может перерасти в физические столкновения, которых никто не желает».

Ранее чуть было не разгорелся конфликт между Китаем и Японией по поводу острова Сэнкаку, который на китайских картах значится как Даоюйдао. Недавно в прибрежные воды острова зашли три военных корабля под флагом КНР. Япония тут же заявила Китаю протест по поводу вторжения в воды островов Сэнкаку. Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи в ответ заявил, что острова Даоюйдао являются исконно китайской территорией. В ответ Япония отозвала из Пекина своего посла Уичиро Нива, но на следующий день посол уже вернулся в китайскую столицу.

Острова, в число которых входит Даоюйдао, расположены в месте, где пересекаются исключительные экономические зоны двух государств. На переговорах Япония настаивает на прохождении разделительной линии посередине спорного водного пространства, в то время как КНР требует переместить эту линию ближе к японскому побережью. В подтверждение своих претензий китайские дипломаты демонстрируют японские карты 1783 и 1785 годов, на которых острова обозначены как китайские. Япония утверждает, что занимает их с 1895 года. Путаницу в историю внесли США, к которым после Второй мировой войны перешел контроль над всеми территориями, которые принадлежали Японии, даже спорными. В 1972 году острова были переданы обратно Японии. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно.

Тем не менее, никто в регионе не желает перерастания дипломатических маневров в реальные военные действия, считают эксперты. Директор Центра международного права Национального университета Сингапура Роберт Бэкман считает позитивным тот факт, что на встрече в Пномпене страны АСЕАН не смогли выработать коммюнике. Это расширяет возможности достижения соглашения относительно кодекса поведения в Южно-Китайском море. Многое будет зависеть от того, насколько страны АСЕАН смогут достичь консенсуса по поводу этих принципов на переговорах с Китаем.

Местные эксперты в то же время отмечают, что в последние годы Китай начал наращивать свою военную мощь. Если в 1990 году военные расходы КНР примерно равнялись совокупным военным расходам остальных стран АСЕАН, то теперь они превышают этот показатель более чем вдвое.

Игорь Пономарев,
ТПП-Информ

____________________________
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
 

НОВОСТИ
МОРЕ, ОСТРОВА И CУBEPEHHOCTЬ ВЬЕТНАМА
ДОКУMEHTЬI
БИБЛИOTEКA
BЬETHAMCКИЙ TУPИ3M
 

 

Dự án thông tin về Biển Đông của Vietnam Bussines Consulting
Email: vnsea@mail.ru
Ghi rõ nguồn www.vnsea.net khi phát hành lại thông tin từ website này
Информационный портал VBC об Южно-Китайском море.
Copyright © 2012 Vnsea. Все права защищены.